Война войной, а Тигр по расписанию.
Когда брал билеты на этот фильм, то уже настраивался на то, что фильм не будет исторически верным. Это и помогло более правильно оценить сам фильм. В основе фильма, как известно, лежит повесть Ильи Бояшова «Танкист», а главным продюсером выступил Сергей Буркатовский, глава студии Wargaming, известной своей MMO-игрой World of Tanks. В общем все указывало на то, что фильм будет про «танчики».
Фильм надо оценивать не как историческую повесть, а как войну, помещенную в альтернативную историю. В этом жанре вообще снимают мало, так как очень легко получить не исторически-военный фильм, а банальную фантастику. Но Шахназаров попытался снять что-то более-менее правдоподобное. Если смотреть прямо, то получилось местами слабо, местами очень сильно и правдоподобно. Но в целом фильм неплохой. Это не бодрый американский боевик, где главный герой спасает Америку от противного русского террориста, но и не Das Boot. Это промежуточный фильм, позаимствовавший штампы от американских боевиков, но и взявший весьма немало от серьезных военных фильмов.
Режиссура и постановка хорошая, исполнение на твердую четверку. Фильм всяко лучше Цитадели. В съемках участвовали настоящие Т-34-85, имевшиеся у Мосфильма и у Танкового Музея Кубинки. Снято красиво, танки показаны этакими монстрами, которые убедительно рычат двигателями и красиво стреляют с орудий. Собственно, фильм не столько о войне, сколько о танках.
Актеры играют убедительно, были приглашены немецкие актеры. Это довольно хороший шаг в плане исторической верности, которая немного, но имеется в фильме. Сцены с сожженными телами танкистов сняты так, что реально страшно становится от того, что тут происходило. А за финальную сцену с рассуждениями Адольфа Гитлера вообще хочется аплодировать стоя. Хотя выглядит она так, что ее насильно впихнули в фильм, дабы как-то исправить «альтернативность» фильма.
Вывод: не стоит сравнивать фильм с серьезными военными шедеврами. Не стоит сравнивать с Бесславными ублюдками. Это фильмы разных уровней. Но сходить стоит, удовольствие от фильма получить можно.
Оценка? А оценку ставить не буду. Поставлю хорошую не понравится, а плохую поставить не могу. Так что лучше сами сходите и посмотрите. Фильм не про войну, фильм про танки.
9 мая 2012 | 12:46

«Белый Тигр» или «Почти что русский Моби Дик».
По дороге в кинотеатр, у меня всё время в голове крутился культовый роман Германа Мэллвила «Моби Дик». Когда-то я прочитал эту книжку, и она была довольно интересной.
Действительно, у «Белого Тигра» есть немало общего с «Моби Диком». Это и мехвод, обесчещенный гибелью родного батальона и одержимый местью, и сам монстр, который хочет сразиться именно с конкретным танкистом..
Правда в этом же кроется главный недостаток фильма всё внимание режиссёра сконцентрировано именно на противостоянии Найдёнова с призраком. Остальным персонажам уделено недостаточно внимания. Остаётся некое ощущение недосказанности, не раскрытости. Фильм мог быть значительно глубже.
В то же время, это единственное, что можно вменить фильму в вину. В остальном, это отличная философская притча, с неожиданным финалом, когда вроде бы ждёшь одной развязки, а вместо этого следует совершенно иной сценарий.
Сцены танковых баталий поставлены отлично. Созданию атмосферы способствует и музыка Рихарда Вагнера, и наличие в фильме настоящих моделей танков (Т-34-85, БТ-5, «Матильда», Т-IV), детально показанная танковая дуэль. Пиротехника на твёрдую «пятёрку».
В целом можно сказать следующее. У Карена Шахназарова получился хороший философский фильм, где действие не затмевает сюжет (как это в последнее время часто происходит с фильмами про войну). К сожалению из-за некоторых дыр в сюжете, фильм до шедевра не дотянул. Однако посмотреть его стоит. Очень необычный, свежий взгляд, на казалось бы уже привычные вещи
7 из 10
11 мая 2012 | 13:49

Выстрел в яблочко
Удивительное чувство, когда получаешь сюрприз. Фильм «Белый Тигр» можно назвать именно так. Не ожидал, честно скажу, не ожидал, что наш кинематограф может чем-то порадовать. А вот, пожалуйте.
Кино, признаюсь, получилось на любителя, но каждого не оставит равнодушным. Есть минусы, есть плюсы, как обычно. Их и рассмотрим.
Минусы:
1. Спецэффекты. Ну их я заметил очень мало, честно сказать, здесь кино не отличается от остальных фильмов нашего синематографа. У нас всегда так либо натуральные съёмки, либо «бяка»- графика визуальных эффектов.
2. Сюжет. Мне показался он немного скомканным, но и то к концу. Впрочем, на это внимание уже не обращаешь, к тому же привыкаешь за время просмотра наших фильмов?
Плюсы:
1. Сюжет. Да, не смотрите на текст выше, сюжет явно в плюсе. Идея проработана очень и очень неплохо. Я шёл на фильм с предвзятым мнением не очень я люблю современные российские фильмы о ВОВ. И вот после первых 20 минут я вдруг поймал себя на том, что захвачен тем, что твориться на экране. Редко со мной бывает такое, когда смотрю фильмы, и уж совсем не бывает, когда смотрю наши киношки. А здесь прямо удивился на себя.
2. Актёры. Не могу сказать, что фильм блистает знаменитостями. Хуже от этого он не стал, актёры сыграли очень хорошо.
3. Штампы. Ой, как меня они бесят! Эти постоянные НКВДэшники, бегающие и ищущие кого бы расстрелять, Сталин, этакий главный злодей, постоянно неподготовленная Красная Армия, которая не понятно чем занята (не, ну реально посмотришь современные фильмы о ВОВ, такое ощущение, будто одни зэки воюют, смешно даже). Здесь этого нет.
4. Философия. Да, у кино есть философия. Разговор о Т-6, это непросто разговор о неуязвимом танке, это разговор о войне.
9 из 10
Рецепт: к просмотру обязателен.
21 сентября 2012 | 23:38

Игра в войну. Или человек-танк VS сатанинская машина.
Последнее время у нас в стране снова стали снимать официозное кино на исторические темы. В основном это касается телевидения, так как главный зритель, на которого это рассчитано, смотрит в основном телик, но до большого экрана эта тенденция также докатилась. Фактически во всех таких телесериалах или фильмах проводится та или иная идеологическая линия, коррелирующая с господствующей на данный момент официальной идеологией.
В 2015 году мы будем отмечать 70-е победы в Великой Отечественной войне, и уже сегодня идет подготовка к этому событию. Отметился на этом поприще и директор Мосфильма Карен Шахназаров. «Белый Тигр» часть процесса рефлексии по поводу ВОВ.
Когда я посмотрел этот фильм, первым делом стал искать интервью Шахназарова, стараясь понять откуда, как говорится, ноги растут. Все что я увидел по поводу «Белого тигра» это унылые, серые выступления, где режиссер, вещает в народ банальности: о Великой войне, противостоянии добра и зла, отце, который в ней участвовал (так или иначе все наши отцы, деды или прадеды в ней участвовали) и так далее. По глазам было хорошо видно, что тема эта его, на самом деле, за живое не задевает. Зато, когда в другой обстановке он говорил о менеджменте в современной киноиндустрии, о своем Мосфильме и делах на рынке кинопродукции, глаза Шахназарова горели искорками успешного предпринимателя.
В общем, понять, что побудило метра российского кинематографа снять исторический комикс на тему ВОВ, из его интервью невозможно. А «Белый тигр» действительно очень похож на комикс, или точнее на компьютерную игру. Не потому, что там много компьютерных спецэффектов, их там нет совсем, а из-за примитивности сюжетной линии и общего смысла. В современных продвинутых компьютерных играх ведь тоже есть сюжет. Общими штрихами там обозначаются хорошие и плохие, даются исторические справки и общие сведения о происходящем. Так и Шахназаров создал мир, где советские солдаты борются с сатанинскими силами, стоящими за Гитлером. Главный герой это фактически человек-трансформер, слившийся с супер-танком специально под него построенном. Это человек-машина, в котором человеческого ничего и не осталось практически. После восстания из мертвых, он потерял память, родных, все, что его связывало с миром живых. «Не особо хочу узнавать, кем я был. Я русский, танкист, что еще нужно» говорит Найденов сам о себе. Главное это Белого тигра уничтожить, это его миссия, в которой ему помогают высшие силы. Супостатом супергероя на российский манер, выступает бездушный танк убийца, созданный, по-видимому, сатаной и подчиняющийся непосредственно Гитлеру. Весь фильм мы наблюдаем борьбу Найденова и Белого тигра. В конце фильма нам показывают капитуляцию Германии, и в тоже время прозрачно намекают, что еще ничего не закончено. Война это вечное состояние человеческого общества. И пока Белый тигр не уничтожен (читай между строк пока Дьявол не побежден) войны будут продолжаться.
Вот такой взгляд на историю режиссера современности Шахназарова. Вся история хода войны, история СССР и Германии, судеб народов и стран, личных трагедий и достижений, абсолютно все, что связано с реальной жизнью, выходит у него за скобки. И остается только примитивная черно-белая картинка борьбы «добра со злом».
6 ноября 2013 | 04:17

гомерически
Кинематографические деяния Шахназарова с Бородянским пусть и народны по своим установкам, выпукло сюжетны и легки в подаче, всё же не без магистральной сюрности, не без червячка на торте как оплота сущего и парадоксального. При основательном просмотре хоть заковыченно абсурдистского «Города Зеро», хоть подчёркнуто мелодраматичной «Американской дочери» в сравнения напрашивается другой маститый дуэт пророков в своём отечестве Абдрашитов с Миндадзе. Только они мрачнее будут, в масштабах пророчеств и стилистикой чаще в предупреждениях и предостережениях в духе «оглянитесь люди, а то, как бы чего не вышло». Авторы же «Белого тигра» веселее. Не в плане оптимистичных перспектив, а чисто по духу рассказа, по взгляду на обозримое. Не зря у них и кино есть с названием «Сны» за себя и за манеру создателей говорящее. Коллажами подсознательного и недосказанностью как попыткой понять бредовое окружающее, в котором что оглядывайся, что не оглядывайся всё равно выходит так как выходит. «Белый тигр» тоже сон, отчасти. Сон о войне дедов и прадедов, но приснившийся внукам и правнукам. Иван Иванович Найдёнов практически сгорел в бою, а потом чудом восстановился, получив с новой кожей новое имя. Да и не столько имя, сколько дежурный ярлык для приличия паспортной формы. С коннотирующей фамилией легко стыкуется утрата прошлого и нежелание к нему возвращаться, мол, если похоронка пришла, то не стоит мёртвому снова в ряды живых. Этакий манкурт с душой. Теперь у него одна миссия в жизни сжечь демоническую машину танкового подобия, которая в ответе за его вынужденное манкуртство. Теперь у него и Бог свой танковый, на облаке обитающий и громом о себе возвещающий.
Исход войны прописан азбучным легендированным шествием понурых немцев по разрушенному Берлину, импровизационной документальностью хроники с заполнением пакта о капитуляции. Всё кончено, а игра продолжается в поддавках Жукова, в фанатичности воскресшего танкиста, в растерянности чекиста, в мефистофельском маразме Гитлера. Нет торжества победителей. Нет горечи утративших. Значение происходящего ещё предстоит осознать. А пока всё это месиво выглядит дурной сказкой, переложением Илиады, где есть человеки дети неразумные и есть боги на детей взирающие потехи ради и баланса для, беспардонно вмешивающиеся в сражения чудесатыми выкрутасами. То Афродита с поля боя вытянет, то Посейдон болтливого жреца пожрёт. То Арес подсобит белоснежно-призрачным танком, то Зевс смертного воскресит для равности счёта. Смесь мифологии и христианства в гомерическом смехе внезапных апорий. Немецкий фельдмаршал, с наивностью ребёнка, умиляется вкусу клубники со сливками. Французский табак служит минутным успокоением советским бойцам. За благородным прозвищем «Белый тигр» сокрыта бесчеловечная сущность машины убийцы. Отрывочно. Без начала и идеологических подоплёк.
Сценарист с режиссёром придумывают нетипичную модель видения Великой Отечественной, которая в нашей культуре, как правило, неотделима от плоти и крови. Вторая Мировая уходит в закономерную абстракцию, как и Первая. Некая война на некой земле, где нет хороших и плохих, где неповоротливые танки значат больше людей, словно речь о футуристической фантастике. Это не попытка бегства от окопной правды, это и не конъюнктура в угоду актуализированной безличности. Это фиксация неизбежного. Бессознательность архетипа доминирует и самое кровавое событие 20-го века становится мифологическим полем в необратимой тенденции забытья, смешиваясь с потоком циничных восприятий. А был ли танк? А была ли война? А были ли фашисты так уж не правы? С каждым умирающим ветераном умирает и память. И никакие хроники, никакие мемуары, никакой многотонный контент мировой культуры не заставит смотреть следующие поколения на битву с фашизмом эмоциональнее очередного сиквела пандоропобного Аватара. Недокино на заданную тему уже вовсю паразитирует гадкой пародийностью («Гитлер капут!»), нелепой фантастичностью («Мы из будущего»), голливудским блокбастеризмом («УС-2»). Это и не приговор в бездушности. Варварская демагогия финального монолога фюрера эффектно обставлена типичным дипломатическим тявканьем в духе современной (в принципе, вневременной) политики двойных стандартов с размытыми физиями молчаливых (соглашательских) собеседников благодатной почвы для становления неонацизма. Наступит утро, туман рассеется, Белый Тигр вернётся, боги займут своё место в ложах и будут смотреть новую старую историю про людей ненавидящих людей, чтобы смеяться, смеяться, смеяться.
26 сентября 2012 | 23:25

Танк-который-нельзя-называть
Скажем так, это очень необычный фильм о войне.
Солдат Иван Найденов чудом выжил после встречи с «Белым тигром», немецким танком-призраком. Никому прежде это не удавалось. Несмотря на сокрушительный взрыв, у него осталось лишь несколько шрамов. Окружающие с удивлением обнаруживают, что он получил способность разговаривать с танками, а также чувствовать, где теперь находится «Белый тигр». Теперь «Белый тигр» будет искать его, чтобы сразиться с Иваном Найденовым и окончательно победить. Стоп, это точно не продолжение «Гарри Поттера»?!
О войнах снято огромное множество драм, несколько меньше комедий, но мистика с батальными сценами жанр, который встретишь нечасто. Среди положительных моментов хотелось бы отметить игру Виталия Кищенко, который хорошо показал себя в главной роли. Красиво звучит саундтрек, написанный по мотивам произведений Вагнера, да и звукорежиссер постарался на славу.
Беда «Белого тигра» это сценарий. Весьма смелый по замыслу, слишком часто он кажется странным и несуразным. Сцены порой не согласуются друг с другом, много мелких эпизодов, которые кажутся совершенно чужими и бессмысленными: они не несут ни развития сюжета, ни создания атмосферы. Апофеозом сюжетных странностей оказываются последние двадцать минут фильма, когда с легкой руки сценариста зритель расстается с главными героями и вынужден во всех подробностях наблюдать сцену подписания Акта о безоговорочной капитуляции. Немецкий фельдмаршал в тот день впервые попробовал клубничное мороженое замечательный факт, но какое отношение он имеет к сюжету?
Изображение советских войск в «Белом тигре» бьет все рекорды иррациональности. Здесь прямо на передовой орудует неуловимый немецкий танк-призрак, уничтожая наши батальоны один за другим, солдаты выздоравливают после смертельных ранений, а главный герой молится танковому богу. И все это, заметьте, на полном серьезе.
Впрочем, вряд ли задачей создателей фильма было снять реалистичный фильм. Основная его тема это роль войны в жизни человечества, действительно ли она является неотъемлемой частью? Однако боюсь, что эта тема не нова в кинематографе, и история кино знает немало фильмов, где высказывалась схожая мысль. И преимущество тех фильмов в том, что им больше повезло со сценарием.
5 из 10
3 мая 2012 | 18:09
Психоаналитические размышления о фильме «Белый тигр»
После прочтения некоторых рецензий я, черт возьми, понял как трудно стало зрителю взращенному на американских блокбастеришках воспринимать фильм великого мастера. По меткому замечанию одного рецензента здесь, в самом деле, «требуется некоторое умственное усилие, умение воспринимать не только прямые деревянные штампы, но и аллегории, символы, абстрактные образы». Танк «Белый тигр», если хотите, ницшеанский die Blonde Bestie (Белокурый Зверь), «он есть торжество немецкого духа». «Роскошный, похотливо блуждающий в поисках добычи и победы зверь должен заново выходить наружу, заново возвращаться в заросли», так сравнивал Ницше поведение представителей арийской расы с поведением льва. Сегодня после страшной войны «белокурая бестия» вновь пошевеливается во сне, она, если хотите, есть в каждом из нас и нам никуда от нее не деться. Не так давно Ларс фон Триер намекнул нам о ее существовании, заявив, что с «пониманием» и «сочувствием» относится к Гитлеру. Драматург Эдвард Радзинский комментируя свой фильм о Гитлере охарактеризовал происходящие в Европе события (преступление Брейвика, победы правых сил на парламентских выборах в некоторых европейских странах) «яростью Гитлера». Теперь пришла очередь заявить об этом Карену Шахназарову.
Режиссер это своего рода художник, он следует не личной цели, а скорее течению коллективного существования, произрастающего не столько из сознательной сферы, сколько из коллективного бессознательного нашей психики. Он пытаются ткнуть нас носом в грязную сторону реальности, безо всякой задней мысли, с наивным простодушием художественной объективности. Безусловно, наиболее очевидным свойством фильма является отрицание и разрушение; но за всем этим угадывается нечто конструктивное тайная цель, имеющая смысл и ценность. Эта цель и смысл озвучены словами главного героя танкиста Найденова в диалоге с полковником Федотовым в конце фильма. «Война-то закончилась Найденов Ты слышь, Иван? Конец войне Все» говорит Федотов, «Пока я его не сожгу война не закончится товарищ полковник Ждет он, ждет. И будет ждать двадцать лет, тридцать, пятьдесят, может сто и выползет Его надо сжечь Вы же знаете что это надо сделать», отвечает ему Найденов. Удастся ли Найденову сделать это? Конечно, нет. Чтобы понять это достаточно взглянуть на творение Шахназарова через призму психоаналитической теории, в которой душевный аппарат индивидуума рассматривается с точки зрения борьбы трех психических инстанций друг с другом. Тогда получается, что полковник Федотов олицетворяет собой «Я» (наш разум, сознание), танкист Найденов «Сверх-Я» (наша совесть, мораль), танк «Белый тигр» «Оно» (наши бессознательные влечения в любви и ненависти). В этой борьбе наш разум, по верному замечанию психоаналитика Карла Юнга «не более чем тонкая кожа, всего лишь рябь на океанской толще бессознательной психологии». Бессознательная часть души есть «мощный фактор, фактор меняющий всю нашу жизнь, меняющий поверхность знакомого нам мира, фактор, который делает историю Никто не в силах сопротивляться. Происходящее бьет ниже пояса, а не в голову Эта сила, которая очаровывает людей изнутри Она архетип (врожденная форма поведения), общий для всех тех, кто призван к жизни». В финальной сцене в тёмном кабинете Гитлер оправдываясь перед таинственным незнакомцем подтверждает вышесказанное: «Мы просто нашли мужество осуществить то, о чем мечтала Европа! Разве мы не осуществили потаенную мечту каждого европейского обывателя? Они всегда не любили евреев! Всю жизнь они боялись эту мрачную, угрюмую страну на Востоке Я сказал: просто давайте решим эти две проблемы, решим их раз и навсегда С тех пор как земля вращается вокруг солнца, пока существует холод и жара, буря и солнечный свет, до тех пор будет существовать и борьба. В том числе среди людей и народов. Если бы люди остались в раю они бы сгнили. Человечество стало тем, что оно есть, благодаря борьбе! Война естественное, обыденное дело. Война идет всегда и повсюду. Война не имеет начала или конца. Война это сама жизнь. Война это отправная точка». Любовь и ненависть часть нашей жизни. Они не могут и не должны умереть. В противном случае на их место придет нечто более ужасное и отвратительное, то, что не имеет ничего общего с понятием жизнь.
24 февраля 2013 | 13:14

По-моему это гениальный фильм.
Сумрачный германский дух персонифицировался в виде танка. Белого Т6. Этот танк появляется, сжигает советские танки, и исчезает. Уходит через непроходимые болота. Но все-таки видимо уходя в некое пространство, на пересечении с которым построен весь фильм. Это пространство мистическое, в котором в конце фильма мертвый Гитлер дает интервью дьяволу. В противоборство с ним вступает убитый советский танкист. Вернувшийся с того света, отказавшийся от своей прежней жизни и посвятивший себя борьбе. Этот танкист является олицетворением советских сил. Именно человек прикоснувшийся к смерти, появившийся как результат эволюции войны, а не мертвый танк без экипажа как у германии. В сочетании с т34-85 этот танкист способен вступить в противоборство с олицетворением немецкого духа. В этом сражении он должен «сжечь» немецкий тигр- убить его. Потому что если этого не сделать, тигр выползет из болот снова. Через 50 лет, или через 100. И будет уничтожать уже т90, с той же пугающей эффективностью.
Фильм затрагивает тему не охваченную в принципе. Таких фильмов раньше не было вообще. Живые и мертвые танки, и люди вместе с ними как равноправные бойцы. Военная мифология. танковый бог, помогающий советскому бойцу. Такое пытались делать американцы но у них все тупо заканчивалось нацистами зомби. Ну.. Они тупые. А тут не просто интернациональная вера солдата в то, что если он будет уважительно относиться к своему оружию, оружие поможет ему. Тут оружие тоже боец, сражающийся в ином пространстве.
Если оставить новаторский формат, то в придачу можно заметить удивительную достоверность. В поведении людей, в окружении. капитан т34ки который услышав приказ быть приманкой отдает честь и бежит к своему танку. Он бежит от нас, но вы проживаете весь этот ужасный момент для него, его экипажа и танка, который тоже умрет. Ведь быть приманкой для тигра это смерть. Танки в этом фильме настоящие. Невероятно достоверные. Железные, тяжелые, живые. Снято невероятно качественно. Для комнаты интервью с дьяволом делали интерьер руками, скульпторы отделывали золотом барельеф с девушками. О самом интервью писать просто нечего. Это Не в бровь а в глаз. И Карен Шахназаров, после этого интервью имел наглость отправить фильм на Оскар, да там все желчью изошли наверное у кого есть хоть какое-то разумение. Этому фильму нельзя поставить оценку звездочками. Этот фильм веха. Которую никто не заметил. Пока.
17 октября 2012 | 21:34

Вспоминаю свои ощущения после выхода из кинотеатра в 2007-ом году с премьеры «Трансформеров», когда стоящая на тротуаре вишневая «пятерка» вдруг начала превращаться в железного человека. Эти иллюзии стали последствием ста пятидесяти миллионного шоу, в котором одушевленный совершенный боевой механизм творил ад. В фильме Шахназарова использованы совершенно другие художественные средства, но танки у него действительно говорят. Голос их это рев двигателя, лязг гусениц, звук выстрелов, шум внутри машины. Это люди живые или мертвые на движущейся или застывшей броне. Танки на отдыхе, танки перед атакой, танки в бою, танки охваченные огнем, танки развороченные взрывами. И все они здорово помещены в очень детальные картины привала, сражения, затихшего поля боя, транспортировки, в которых сталь ощущается как органика. Одушевленными им также помогает стать различие между собой здесь кроме «Т-34» разной модификации, присутствует ленд-лизовская техника «союзников», многие модели немецких танков, включая нетипичного мифического монстра фирмы «Порше». Мы видим и заросшее поле боя 41-ого года с застывшими остовами машин начального периода войны. В этом эпизоде есть что-то от подобного в «Сталкере» Тарковского, когда создается ощущение провала во времени.
Люди в картине тише машин. Две последние сцены почему-то меня опять заставили вспомнить Тарковского. В них я нашел больше вопросов, чем ответов. Все это значит, что на фильм я схожу еще раз в ближайшее время и повесть, возможно, почитаю.
11 мая 2012 | 17:19

Чтобы ни писали в начале фильма о том, что он снят по сценарию И. Бояшова «танкист», зритель все равно понимает, что мы имеем дело с мотивами «Моби Дика», легендами о Летучем голландце, а также с «Английским Пациентом» Э. Мингеллы.
Естественно, стоит учесть, что фильм снят по заказу минкульта, поэтому трагичный финал первоисточника (Бердыев травится метанолом, Крюка показательно расстреливают свои, а Найденова подрывают свои же бронебойным патроном) не предусмотрен, вместо этого вставили идеологически верную концепцию старых советских фильмов, где показаны шагающие немцы, которых выводят из города. Это потому, что так требуется. Никак художественно в этой картине этот эпизод не оправдан. На самом деле, лучше бы уделили время главным героям (Найденову, Бердыеву и Крюку) нежели показательный эпизод с Жуковым и Кейтелем. Хотя, надо сказать, что т. н. разговорные сцены поставлены в фильме прекрасно, зритель будет напряжен, они воздействуют должным образом, но вот этого нельзя сказать о танковых баталиях, которые выглядят просто скучно, сразу же пропадает саспенс и мистическая атмосфера, а вернее, мистику идентифицирует лишь музыка, если ее убрать, то мы будем видеть лишь нудноватое, медленное танковое сражение. Иначе говоря, потустороннее отсутствует в кадре, оно лишь в словах и в музыке. Не очень понравился православный контекст, он хоть и завуалирован, но чисто на интуитивном уровне ты его ощущаешь, что еще больше кричит о том, что это глупое идеологическое, или как сейчас говорят: патриотическое кино.
Особенно стоит обратить внимание на финальную сцену с Гитлером, где роль героя-протагониста нусущего месседж фильма передана, как на странно, фюреру. Т. е. послание совпадает с любым консервативно настроенным патриотом: Европа враг России, мечтающий стереть ее с лица земли.
5 из 10
25 сентября 2012 | 15:48